Государственная компания "Укрзализныця" учла замечания аграрных бизнес-сообществ, которые настаивали на изменении принципов проведения аукционов по распределению вагонов-зерновозов на Прозорро. Продажи с целью устранения предпосылок для спекулятивного роста цен, происходившего в течение июня-сентября.
Как пояснил эксперт рынка логистики, советник Председателя правления "Укрзализныци" Юрий Щуклин, УЗ расширила предложение вагонов на больший временной промежуток и изменила параметры аукционов, сделав невозможным участие компаний-посредников, которые не являются владельцами аграрных грузов и использовали аукционы с целью повышения цен.
В результате средняя ставка суточной аренды вагона по итогам торгов 3 октября уменьшилась в три раза по сравнению с итогами предыдущих торгов, проходивших 29 сентября с участием компаний-посредников.
"Когда государство прислушивается и учитывает предложения бизнес-сообществ, начинают действовать законы рыночной экономики, а спекулятивные ценовые пузыри исчезают. Бесспорно, это положительный прецедент, что руководство "Укрзализныци" наконец-то услышало аграриев, а не чиновников, которые все время отчитывались об успешной утилизации вагонного парка и росте доходности от продажи вагонов. Это произошло из-за того, что новая формула аукциона отсекла всех посредников, которые составляли 95% участников предыдущих аукционов и выходили только с целью разогрева цен”, - отметил эксперт.
Советник Председателя правления "Укрзализныци" прогнозирует, что при дальнейшем сохранении обновленной формулы аукционов и расширении временного горизонта предложений вагонных лотов, ставка аренды вагона может опуститься ниже 2 тыс. гривен с НДС в сутки.
“Рыночная цена за вагон составляет 2,2-2,5 тыс. гривен с НДС в сутки. Все, что было выше этого уровня, – исключительно спекулятивные игры, которые происходили благодаря созданию иллюзии дефицита вагонов. Если на остановку прибывает автобус и неизвестно, будет ли следующий, к нему толкаются все. Когда пассажиры видят расписание, что каждые 5 минут приходит следующий автобус, я уверяю — никто не будет штурмовать дверь и заходить на стоячие места. Я уверен, если "Укрзализныця" будет ежедневно выставлять для владельцев грузов 5 маршрутов, 250 вагонов на сто дней вперед, между участниками не будет ни одного соревнования за повышение цен. В этих условиях, и если УЗ в дальнейшем не будет выставлять на аукцион предложений вагонов, где нет дат поглощения груза портом или пересечения границы, уровень цен опустится ниже 2 тыс. гривен с НДС в сутки”, — прогнозирует Юрий Щуклин.
Эксперт подчеркнул, что устранение системных предпосылок для формирования искусственного дефицита на рынке перевозок и внедрение возможности долгосрочного планирования будет способствовать повышению эффективности ресурсов самой "Укрзализныци", поскольку позволит снизить затраты перевозочного процесса, повысить прогнозируемость использования локомотивов и локомотивных бригад, вагонов, уменьшить их дефицит заданных объемов, повысить пропускную и провозную способность узловых и сортировочных станций.
“Надеюсь, что финансовый кризис аграриев из-за спекулятивного роста стоимости перевозок подтолкнет руководство “Укрзализныци” коренным образом изменить приоритеты. Такое явление, как чиновник, который обувает рынок на большие деньги и преподносит это как проявление высокой эффективности, должно остаться в прошлом. А обновленными приоритетами эффективности "Укрзализныци" должны стать объем вывозимых грузов, оборот вагонов, скорость движения поездов. Долгосрочное планирование позволит "Укрзализныци" лучше спланировать и свои собственные ресурсы, предусмотреть спрос, как это происходит в пассажирских перевозках. Государственный перевозчик от этого получит больше выгод, чем от обдирания аграриев.
В частности, большие плюсы руководство "Укрзализныци" получит от всех, кто организует движение и сможет спланировать свою работу на месяцы вперед. Это касается не только зерна, но и всех видов грузов. Если владельцы грузов будут заранее извещать перевозчика о своих планах транспортировки, от этого выиграют все — кроме посредников, привыкших наживаться на разогреве цен и менеджеров, привыкших получать откаты», — подытожил Юрий Щуклин.